Мертвые листья Андалузского Пса.

«Андалузский Пес» — художественный фильм 1929 года снятый Луисом Буньюэлем по сценарию знаменитого Сальвадора Дали, тогда еще сюрреалиста, увлеченного работами Фрейда. Буньюэль в своих воспоминаниях отмечал, что единственным правилом, которым они с Дали пользовались при написании сценария, был запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение». Этим, пожалуй, объясняется полный взрыв мозга после просмотра этого великого Творения!

Куча образов, из которых наиболее акцентированным является «Бабочка» — этот самый яркий символ преодоления самого себя, превращения из гусеницы в бабочку. Остальные образы: рука с дыркой, из которой выползают муравьи; оторванная кисть руки; мужчина, который тащит за собой два рояля с полуразложившимися мёртвыми ослами и двумя привязанными к роялям священниками; человек, стреляющего в другого человека; женщина, перекатывающую по мостовой отрубленную руку — мне оказались неподвластны. Понятия не имею, что они означают. Чтобы понять что означают эти образы, видимо надо быть Сальвадором Дали или Лусом Буньюэлем.

Неудивительно, что к премьере фильма в Париже в 1928 году у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей.

В этом плане аниме «Мертвые листья» попонятней будут. Даром, что этот шедевр более современен и ясен современному зрителю — и тут отсутствует какая-либо издевка. Ну, может быть, легкий налет иронии. Здесь, также как и в «Андалузском Псе», балом правит структура «подачи материала» в формате сновидения. Образы, которые присутствуют в творении Хироюки Имайси, среди которых — телевизор вместо головы у одного из главных героев, бабочка, что и в творении эксцентричных испанцев; лунная тюрьма, которая выступает одновременно фабрикой клонов (прямая аллегория на планетарное человечество , застрявшее в гравитационном колодце), ребенок, в течении каких-то минут ставший взрослым и стариком (в голову приходит конечно же «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика) — все эти образы более современны и актуальны.

Но, несомненно, «Андалузский пес» повлиял на аниме «Мертвые листья», хотя пусть даже возможно Хироюки Имайси и не смотрел испанскую короткометражку. Каково же влияние, если предположить, что Хироюки даже не видел Пса? — спросит меня пытливый читатель. И я отвечу, хоть и весьма сложно писать какие-то рецензии или анализ на такого рода фильмы. Влияние в первую очередь осуществляется в голове зрителя обоих фильмов. И не важно, смотрел Хираюки Пса или нет, вы смотрели его — этим и осуществляется влияние. Вот так вот тонко.

Закрепить эффект от просмотра этих фильмов рекомендуется просмотром полнометражного «Утэна: Апокалипсис юности» Икухары Кунихико. Там также фигурирует бабочка, коконы, гусеницы и прочая нейрогенетика. Эффект при просмотре сразу после «Мертвых листьев» подобен употреблению коктейля «Северное сияние».

Постприптум.

А японцы все-таки ебанутые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *